Школа искусств
Школа искусств
Школа искусств

Версия для слабовидящих

Билибин Иван Яковлевич

 
 
 
 
Фрагмент портрета Ивана Билибина работы Бориса Кустодиева, 1901Иван Яковлевич Билибин родился в 1876 году в селе Тарховке под Сестрорецком.
Билибины — старинная калужская фамилия, о которой  упоминается  еще в документах 1617 года. 

И сегодя портреты прапрадеда Ивана Харитоновича и прадеда Якова Ивановича (1779–1854), именитых купцов, можно увидеть в Эрмитаже. Выполнены они известным художником Д. Г. Левицким.
Прадеду в Калуге принадлежали полотняно-парусная фабрика и крупный Черепетский чугунолитейный завод.

Отец художника, Яков Иванович, тайный советник, был главным врачом военно-морского госпиталя, мать Варвара Александровна, из семьи морского инженера,  — ученицей композитора А. Рубинштейна.

Иван начал рисовать очень рано и сам говорил об этом так: «Насколько я себя помню, я рисовал всегда». 

С 1895 г., учась в старших классах Первой петербургской гимназии, Иван посещал  Школу императорского общества поощрения художеств, класс Я. Ф. Ционглинского.

Однако после окончания гимназии в 1896 г., по настоянию отца поступил на юридический факультет Петербургского университета, полный курс которого окончил в  1900 г. Параллельно с учебой в Университете Иван продолжал заниматься рисованием.

В 1898 г. Билибин поехал в Мюнхен, где в течение полутора месяцев посещал уроки живописи в художественной школе известного словенского живописеца и педагога Антона Ашбе. Эта школа пользовалась огромной популярностью и имела учеников из разных стран Европы и даже Америки.
Вернувшись в Петербург, осенью того же года, Иван Билиин поступил в Мастерскую живописи и рисования княгини М. К. Тенишевой, учился у И. Е. Репина.

Через два года Репин перевел молодого художника вольнослушателем в свою мастерскую  в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств. Билибин успешно посещал занятия до 1904, но работу на звание художника представлять не стал.

В  годы учебы начинает формироваться «художественный стиль» Билибина. Он разработал систему графических приемов, которые дали возможность объединять иллюстрации и оформление книги в одном стиле. 

Процесс выполнения И. Я. Билибиным графического рисунка напоминал труд гравера. Набросав на бумаге эскиз, он уточнял композицию во всех деталях на кальке, а затем переводил на ватман. После этого колонковой кистью с обрезанным концом, уподобляя ее резцу, проводил  тушью по карандашному рисунку четкий проволочный контур.

В зрелый период творчества Билибин отказался от употребления пера, к которому иногда прибегал в ранних иллюстрациях. За безукоризненную твердость линии товарищи шутливо прозвали его "Иван - твердая рука".
 
В иллюстрациях И. Я. Билибина 1900-1910 годов композиция, как правило, развертывается параллельно плоскости листа. Крупные фигуры предстают в величавых застывших позах. Условное деление пространства на планы и объединение различных точек зрения в одной композиции позволяют сохранить плоскостность. Совершенно исчезает освещение, цвет становится условнее, важную роль приобретает незакрашенная поверхность бумаги, усложняется способ обозначения контурной линии, складываеся строгая система штрихов и точек.
 
1880—1890-е годы стали рождением древнерусской темы в искусстве. Художники мечтали о возрождении высокой культуры прошлого, о создании на ее основе «большого стиля».
 
«Только совершенно недавно, точно Америку, открыли старую художественную Русь, вандальски искалеченную, покрытую пылью и плесенью. Но и под пылью она была прекрасна, так прекрасна, что вполне понятен первый минутный порыв открывших ее: вернуть! вернуть!» — писал Иван Билибин.
Русской сказочной теме художник посвятил все свое творчество, серьезно для того подготовившись: много ездил по России, особенно по Северу, с интересом изучал русское народное и декоративное искусство.

В самом начале двадцатого века по заданию этнографического отдела Русского музея Билибин объехал Вологодскую, Архангельскую, Олонецкую и Тверскую губернии. В 1904 году отправился в Карелию, в Кижи, которые именовал «преддверием тридевятого царства».
В поездках по глухим провинциям он изучал русскую архитектуру, народный орнамент, крестьянские вышивки, кружева, узоры, старинную деревянную резьбу, лубочные картинки; собирал произведения народного творчества и фотографировал памятники деревянного зодчества. По материалам своих поездок он написал несколько статей, а привезенные фотографии передал И. Грабарю для его книги «История русского искусства».
 
Патриархальный крестьянский быт, предметы утвари, будто бы сохранившиеся со времен древней Руси, дали ему богатейший материал для раздумий и для дальнейшего использования в художественной практике.

Новый художественный стиль — стиль русской старины не только обогатил искусство яркими образами, но и способствовал развитию театральной декорации и  книжной графики.

Билибин выполнил иллюстрации к русским народным сказкам "Царевна-лягушка", "Перышко Финиста-Ясна Сокола", "Василиса Прекрасная", "Марья Моревна", "Сестрица Аленушка и братец Иванушка", "Белая уточка", к сказкам А. С. Пушкина - "Сказка о царе Салтане"(1904-1905), "Сказка о золотом петушке"(1906-1907), "Сказка о рыбаке и рыбке"(1939) и многим другим.

В 1904 г. Билибин впервые обратился к сценографии, оформив для Национального театра в Праге оперу "Снегурочка" Н.А. Римского-Корсакова.  Сказочные темы его опер были Билибину очень близки.  Сама "весенняя сказка" А.Н.Островского  во многом была предвестием синтeтичeского стиля конца столeтия, сочетавшим драматический текст (белый стих), музыку, пение (в том числе хоровое), танец, пантомиму и сказочность оформления.
 
В 1905—1907 г.г.,  в период первой русской революции, художник сотрудничал с сатирическими журналами «Жупел» и «Адская почта». Особую известность приобрел его рисунок «Осел в 1/20 натуральной величины», помещенный в журнале «Жупел» в 1905 году.

В 1907 г. художник исполнил эскизы декораций и костюмов к спектаклям "Действо о Теофиле" Рютбефа. Спектакль был оформлен в духе французской мистерии , воссоздающей средневековую религиозную драму.

В 1908-1909 гг. он участвовал в оформлении оперы "Борис Годунов" М.П. Мусоргского и танцевальной сюиты "Пир" для антрепризы С.П. Дягилева в Париже.
В 1907 г. Билибин выставил в Париже и Лондоне целый ряд иллюстраций к русским народным сказкам и былинам, затем участвовал в выставках в Праге, Вене, Венеции.

В 1908-1911 годы Иван Яковлевич Билибин иллюстрирует сказки давно забытого поэта Александра Степановича Рославлева (1883—1920). Однако эти рисунки не идут ни в какое сравнение с теми, что делались для пушкинских сказок. Может быть, именно поэтому художник как бы отходит от книжной графики, хотя продолжает много и плодотворно работать.
 
Билибин сотрудничает в журналах «Народное образование» и в символистском «Золотом руне», делает рисунки игральных карт, экслибрисов, рисует афиши.

В 1915 году он участвует в учреждении Общества возрождения художественной Руси, наряду со многими другими художниками своего времени.
 
После Февральской революции Иван Яковлевич Билибин был членом Особого совещания по делам искусств, которое под председательством Максима Горького работало при Временном правительстве. Октябрьский переворот Билибин не принял. Почти два года он жил в Крыму, затем переехал в Ростов-на-Дону, под натиском Красной армии вместе с Белой гвардией бежал в Новороссийск и оттуда, 21 февраля 1920 года, отплыл в Константинополь.

Из Константинополя эмигрировал  в Египет, откуда он совершает поездки на Кипр, в Сирию и Палестину. Преобладающее место в его творчестве того времени занимают портрет и пейзаж, выполненные в строгой реалистической манере. В декабре 1924 года в Египте, в Александрии, состоялась персональная выставка И.Я. Билибина.

В 1925 году Билибин обосновывается в Париже. В это время он готовит блистательные декорации к постановкам русских опер, художника приглашают оформить балет Стравинского «Жар-птица» в Буэнос-Айресе и ряд опер в Брно и Праге.

Перебравшись в Париж, Иван Яковлевич, как и А.Н.Бенуа и Л.С.Бакст, работает в театре, пишет декорации, делает эскизы костюмов.

Жизнь в эмиграции для художников «Мира искусства», привыкших в предвоенные годы к богатым заказам, была нелегкой. 28 июня 1929 года они собрались на парижской квартире Ивана Яковлевича и решили создать денежный фонд для поддержки мастеров искусства. Благотворительные цели преследовала и большая выставка русских художников, открывшаяся в Париже 2 июня 1932 года.
 
Билибин пытается вернуться к искусству книги — он создает иллюстрации к французским переводам русских сказок. Но спрос на то, что ему было близко, не велик. Художник начинает осваивать французскую тему, и это ему удается. В 1932 году в Париже выходят в свет «Сказки ужихи» Жанны Рош-Мазон с иллюстрациями Билибина. Александр Николаевич Бенуа писал об этой книге: «Французские рисунки Билибина оказались столь же блестящими и типичными, как его иллюстрации к русским былинам и сказкам». 

С годами Билибин примиряется с советской властью. В 1935—1936 он участвует в оформлении советского посольства в Париже, создаёт монументальное панно «Микула Селянинович».
После этого, в том же 1936 году, художник на теплоходе «Ладога» возвращается на родину,  в Ленинград.

Он начинает преподавать в Институте живописи, скульптуры и архитектуры, ставит вместе с женой в театре оперы и балета имени С.М.Кирова оперу Н.А.Римского-Корсакова «Царь Салтан».

Тем временем день ото дня набирает скорость маховик сталинских репрессий. Его жертвами стали многие вернувшиеся из эмиграции деятели культуры. Билибину сказочно повезло — репрессии обошли его стороной. Он завязывает связи с советскими издательствами, возвращается к старой, до боли близкой теме. В 1939 году Гослитиздат выпускает лермонтовскую «Песню про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Ивана Калашникова».

На страницах этого издания — старый, но и новый Билибин. Идущая от сердца озорная стилизация здесь уступает место «кондовому» реализму. Но стать мастером, а возможно, и адептом социалистического реализма Иван Яковлевич не успел. Начинается война, а вслед за тем — ужасающая блокада Ленинграда, уехать из которого Билибин не успел, а может быть, и не хотел. Пережив все мыслимые и немыслимые муки голода и холода, 7 февраля (по другим данным — 8 февраля) 1942 года художник умирает.

«Умер от истощения Иван Яковлевич Билибин, наш замечательный график и стилист — пишет в «Автобиографических записках» А.П.Остроумова-Лебедева. — Ни один из художников не сумел так почувствовать и воспринять русское народное искусство, которое широко распространялось и цвело среди нашего народа. Иван Яковлевич его любил, изучал, претворял в своих прекрасных графических произведениях. Подробностей его смерти не знаю, только слышала, что последнее время он жил в подвале Академии художеств, так как его квартира от бомбежки стала нежилой».

Похоронен в братской могиле профессоров Академии художеств возле Смоленского кладбища. Художник умер, но созданные им книги продолжают жить.
 

Тематические ссылки:
 
 

Яндекс.Метрика