Школа искусств
Школа искусств
Школа искусств

Версия для слабовидящих

Ю.В. Букина. Конспект учебного занятия. Лепка каргопольской барышни

 
 
Ю.В. Букина,
педагог дополнительного образования
ДШИ "Весна"

Конспект учебного занятия
по предмету «Лепка»
 
 

КЛАСС: первый
ТИП УРОКА: комбинированный урок

ЦЕЛЬ: познакомить детей с приемами лепки в процессе создания образа каргопольской барышни.
ЗАДАЧИ:
 
Обучающие:
- познакомить детей с основными частями каргопольской барышни;
- познакомить детей со схемой последовательности лепки каргопольской барышни;
- познакомить детей с приемами лепки каргопольской барышни;
- формировать умение  создавать образ каргопольской барышни;
- закрепление основных и дополнительных приемов лепки;
- формировать чувство формы (целостность и гармоничность)

Воспитательные:
- формировать бережное отношение к материалам, воспитывать аккуратность;
-  воспитание уважительного отношения к своему и чужому труду;
- формировать мотивационную, познавательную и эмоциональную сферу учащихся.

Развивающие:
- развитие творческого воображения в процессе решения художественных задач (создание образа каргопольской барышни);
- развитие пространственного мышления, воображения, логики, восприятия формы;
- развитие мелкой моторики в процессе лепки;
- развитие умения производить точные движения пальцами рук.

ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ: наглядности, доступности, сознательной и творческой активности, положительного эмоционального фона обучения, интереса.
ФОРМА ОБУЧЕНИЯ: коллективная
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: Объяснительно – иллюстративный, репродуктивный.
 
ПРИЁМЫ: беседа, вопросы и ответы, показ, работа с наглядным материалом, анализ работ обучающихся, игровые, уточнение способа деятельности учащимися, инструкции.
 
РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ:  глина, дощечки, бумага, чашки с водой, тряпочки, наборы стек, салфетки, полотенце. 
 
ИСПОЛЬЗУМЫЙ НА УРОКЕ ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ: образцы    каргопольской игрушки, работы учащихся, иллюстрации каргопольских игрушек, схема последовательности лепки барыни.
 
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ НА УРОКЕ ЛИТЕРАТУРА: стихи русских поэтов
 
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ: компьютер, телевизор или проектор с экраном, электронно-дидактическое пособие.
 
ХОД УРОКА
 
-Добрый день! Меня зовут Юлия Владимировна. А у каждого из Вас есть бейджик  с Вашим именем. Очень рада видеть Вас сегодня  на занятии. Посмотрите, что у меня в руках?
- Игрушки. (отвечают дети)
 - А Вы любите играть с игрушками?
- ДА!!! Конечно!!! (отвечают дети)
- А из каких материалов они могут быть?
- Из пластмассы, ткани, железные, дерева… (отвечают дети)
- Правильно, молодцы.  А в старину игрушки делали из дерева, соломы, кусочков ткани и конечно из глины.

Стихи о глиняной игрушке
Есть игрушки расписные,
Складные да ладные.
Они повсюду славятся,
Да и вам понравятся.
Велика Россия наша
И талантлив наш народ
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идет.
Каргопольская игрушка
Ей не налюбуешься
И в Париже и в Нью-Йорке
Наш Полкан красуется.
Наша русская игрушка,
Не стареет сотни лет
В красоте, в таланте русском
Весь находится секрет.
 
- Сегодня я Вас познакомлю со знаменитой каргопольской игрушкой. (Начало показа презентации). Глиняные игрушки в России делали во многих городах и селах, но каргопольские никогда  с другими не спутаешь. Затерялся город Каргополь (Архангельска область) в дремучих северных лесах и непроходимых болотах.
 
Чужих работ тут не видели, и местным гончарам не у кого было заимствовать приемы лепки и сюжеты. Летом каргопольские гончары работали в поле, а с октября до весны занимались изготовлением глиняной посуды — печных горшков, кубов, кринок, мисок. Участвовала вся семья: и мужчины, и женщины, и дети. Каргопольская посуда пользовалась спросом по всему Поонежью, её возили в Архангельск, большой гончарный торг был в самом Каргополе. Из остатков глины мастера лепили игрушки, не придавая им особенного значения. Глиняные лошадки, упряжки, фигурки людей и животных стоили недорого, особенным спросом не пользовались, и их лепили скорее для собственного удовольствия, чем ради заработка.

Первоначально игрушки, как и посуда, были «обварными». После обжига раскалённое изделие погружали в «болтушку» — густой мучной раствор. Пригоревшая мука оставляла на светлой поверхности сосуда или игрушки чёрный кружевной узор. Украшенные процарапанным архаичным орнаментом, своей безыскусностью такие игрушки напоминали скорее произведения художников каменного века.
Среди разных видов народной игрушки каргопольские отличались наибольшей традиционностью, близостью к исконно крестьянскому искусству и быту русской деревни. Чаще всего фигурки изображаются в действии: женщины что-то несут, возятся с детьми, мужчины пашут, сеют, рыбачат, могут быть кузнецами и т.п. Не забыты и праздничные темы: гуляние, выезд в гости, игра на гармошке или балалайке. Традиционной композицией, именуемой кадрилью, является одна или две пары и стоящий в стороне гармонист. Как правило, игрушки каргопольских мастеров одиночные, иногда два-три персонажа, связанные единым сюжетом.

В каргопольской игрушке немало мифологических или сказочных образов: удивительные звери, птицы, домашние животные с чертами поведения обычных людей. Один из самых интересных – сказочный образ Полкана – полуконя-получеловека. Этот мифический вымышленный художественный образ родился в народном искусстве Русского Севера. Это образ Добра. Создавая его в глиняной игрушке, мастерица У. Бабкина рассказывала такую легенду: «Полкан – богатырь. Хлеб помогал людям растить, землю от врагов оберегать. Руки у Полкана сильные, грудь могучая. А на груди солнышко. Ноги – что у коня – быстрые.
Каргопольская глиняная игрушка сценична, в ней прослеживается явная обращенность к зрителю.
(Конец показа презентации)

- За окном зима и холод. Как раз в это врем каргопольские мастера сидели дома и лепили каргопольские игрушки. А давайте мы с Вами на некоторое время превратимся в каргопольских мастеров и познакомимся с процессом лепки каргопольской барыни. Вы готовы к превращению в мастеров?
- Да! Конечно! (отвечают дети).

- У Вас на столе лежат тряпочки в них два куска глины: один большой, другой маленький. Большой кусок мы будем использовать для лепки барышни, а маленький на руки и головной убор. Давайте рассмотрим каргопольскую барыню. С каких основных частей она состоит? Юбка, туловище, руки, голова, головной убор. Если рассмотреть лицо у  каргопольской игрушки, то можно обнаружить, выпуклый нос, а на месте глаз и рота дырочки. А сейчас мы с Вами приступаем к лепке.

- Открываем свои тряпочки, берем большой кусок глины - это будущая барыня. Формируем с этого куска конус, морковку. При раскатывании глины на одну сторону слегка нажимаем, но не сильно. После этого необходимо закруглить острый конец морковки - это будущая голова.   А теперь положите получившуюся  морковку на ладонь левой руки и найдите центр основания конуса. Указательным пальцем в центре делаем углубление. Затем в углубление вставляем большой палец, а остальные 4 пальца кладем по, вверх морковки и начинаем вращать ее, постепенно продвигая большой палец вовнутрь. Повторим это движение несколько раз до образования колокола. Сильно давить нельзя, т.к. юбка барыни может искривиться или разорваться. Медленно вращайте до образования колокола и уменьшения толщины глины 5 - 6 мм. После того, как сделаете колокол, поставьте его на подготовленные листочки бумаги. Отделяем юбку от туловища линией талии (пояса) с помощью круговых движений больших и указательных пальцев обеих рук.  Начало юбки и будет талией Вашей барыни. Затем вдавливаем шею повторяя то же самое движение и формуем голову. – Чего не хватает у нашей барышни?

- Рук, головного убора…(отвечают дети)

- Правильно. Теперь мы будем делать руки. Для изготовления рук нам нужно раскатать палочку. Она должна быть толщиной как Ваш указательный палец и немного длиннее его. Получившуюся палочку разрезаем пополам. Затем место разреза обоих палочек  прижимаем к дощечке, утолщаем его. Примазываем руки из двух палочек, формуем плечи. Затем скатываем маленькую горошинку и приклеиваем на лицо – это нос.

На голове у барыни будет шляпа. Для изготовления шляпы нам понадобится шарик с размер чуть меньше, чем голова. Затем получившийся шарик мы прижимаем к дощечке – это будет основание шляпы, а верхнюю часть вытягиваем круговыми движениями пальцев. У нас получается шляпа похожая на ведро. Основание шляпы смачиваем водой и приклеиваем к голове. После того как все части приклеены и всё изделие выглажено намечаем тонкой палочкой глаза и рот. Теперь она смотрит на Вас и улыбается. Понравилось Вам быть мастерами? Какую игрушку мы лепили? Как она называется? Какие сюжеты характерны для этой игрушки?

- Да! (отвечают дети)
- Ваша работа готова. Остатки глины собираем в один комок, а тряпочкой вытираем доску. Готовые работы несем на выставку.

В конце урока устраивается выставка. Ребята вместе с учителем выбирают лучшие работы. Учитель не забывает похвалить каждого ученика, отметить в игрушке то, что лучше всего удалось.

Домашнее задание: тренируемся рисовать элементы росписи.
Следующее занятие по декорированию (нанесение орнамента на игрушку).
 

 
 
 
подготовка к егэ по физике по доступной стоимости в Мск

Яндекс.Метрика