Школа искусств
Школа искусств
Школа искусств

Версия для слабовидящих

Анализ методической работы в МБОУДОД ДШИ «Весна» за 2016/2017 учебный год

Анализ методической работы в МБОУДОД ДШИ «Весна»  за 2016/2017 учебный год

В учреждениях дополнительного образования в настоящее время остро стоят вопросы подготовки и повышения квалификации педагогического состава, программно-методического обеспечения деятельности, внедрения новых методик и педагогических технологий в образовательный процесс, оказания методической помощи в аттестации педагогических кадров.

Педагог занимает ключевую позицию в образовательном процессе: от его квалификации, личностных качеств и профессионализма зависит решение многих образовательных проблем. Нередко из-за недооценки этого фактора тормозится процесс развития учреждения, а потому задача состоит в создании таких условий, в которых педагоги могли бы реализовать свой творческий потенциал. Реальными возможностями для решения этой задачи в системе дополнительного образования обладает методическая работа.

Сегодня в связи с необходимостью рационально и оперативно решать образовательные проблемы возрастает роль деятельности методиста, правильная организация работы которого является важнейшим средством повышения качества деятельности педагога дополнительного образования.

Педагог дополнительного образования сегодня находится в принципиально новых условиях, для которых характерно:

отсутствие жесткой регламентации в работе;

− значительное расширение возможностей получения информации;

− модернизация социальных функций педагога, изменение системы ценностей, развитие индивидуальности, стиля, готовности к принятию решений, мобильность применения профессиональных качеств.

Для творческого педагога — это благо, а для большинства — это проблема, которая решается при условии, если деятельность методической службы будет усиливаться и развиваться.

Методическая деятельность в учреждении определяется как система мер, основанная на достижениях науки и практики, направленная на развитие творческого потенциала педагогов, а в конечном итоге на рост уровня образованности, воспитанности и развитости учащихся детской школы искусств «Весна»

Методическая работа в учреждении - это систематическая коллективная и индивидуальная деятельность педагогических работников по повышению своей научно-теоретической, методической подготовки и профессионального мастерства в межкурсовой период. В ее основе лежит несколько аспектов.

Цель методической работы: создание условий для роста и совершенствования профессионального мастерства педагогических работников.

Задачи методической работы:

− оказание организационно-методической и технической помощи педагогу в обучении и воспитании детей;

− внедрение в практику научных исследований и достижений передового опыта, забота о научной и теоретической компетентности педагога;

− доведение до сведения педагогов нормативных документов;

− организация системы повышения квалификации педагогов;

− руководство работой методических объединений;

− оказание помощи педагогическим работникам в реализации принципов и методических приемов обучения, в воспитании и развитии детей;

− развитие мотивации и стимулирование творчества в профессиональной деятельности педагогических работников учреждения;

− стимулирование и поддержка творческого отношения педагогов к своим обязанностям, применения новых педагогических технологий.

Организация деятельности методической работы осуществляется через следующие формы: педагогическая проектная деятельность, работа методических объединений, публикации, профессиональная переподготовка, консультации, участие в городских стажерских площадках по научно-методической работе учреждений дополнительного образования, публичные выступления, участие в педагогических конкурсах.

Все направления методической работы осуществляются в соответствии с общими принципами:

актуальность - востребованность педагогом информации, ее связь с жизнью, практическая реализация Закона «Об образовании в РФ», Концепции модернизации дополнительного образования детей РФ, учет заказа общества, учет проблем, близких педагогическому коллективу. Ориентация на социальную значимость ребенка;

научность - этот принцип нацеливает на достижение соответствия всей системы повышения квалификации педагогов современным научным достижениям в различных областях деятельности;

системность - этот принцип требует подхода к методической работе как целостной системе, оптимальность которой зависит от единства цели, задач, содержания, форм и методов работы с педагогами;

комплексный характер - принцип предусматривает единство и взаимосвязь всех сторон и направлений повышения квалификации педагога (частная методика, дидактика, теория воспитания, психология, физиология, педагогическая этика и развитие общей культуры);

оперативность, гибкость, мобильность - этот принцип ориентирован на быстрое реагирование к изменившимся условиям, требованиям. Способность к быстрому приему образовательной информации и ее передаче, учитывая индивидуальные особенности педагогов;

творческий характер - способность найти интересные, оригинальные идеи, воплотить их в жизнь. Создание в учреждении атмосферы творческого труда и взаимодействия;

последовательность, преемственность, непрерывность - методическая работа как часть системы непрерывного образования, охват педагогов различными формами методической работы в течение всего учебного года. Сочетание индивидуального и коллективного труда;

конкретность, направленность - учет индивидуальных потребностей, запросов педагогов. Создание в учреждении своей системы методической работы. Выделение главного, существенного в образовательной деятельности как учреждения, так и каждого педагога;

единство теории и практики - принцип предусматривает единство и взаимосвязь психолого-педагогической теории и практической деятельности педагогов.

Основными источниками формирования содержания методической работы в 2016-2017 уч. году являются: законы Российской Федерации; нормативные документы, инструкции, приказы Министерства образования и науки РФ и субъектов Федерации, определяющие цели и задачи образования в целом, и в частности, системы методической работы; Программа развития учреждения; учебные планы и программы. Новые педагогические исследования, инновации, введения и новшества, раскрывающие по-новому содержание методической работы; информация о массовом и передовом опыте методической работы.

В октябре 2016 года ДШИ «Весна» приняла участие в III открытом городском фестивале «Методический подиум».

В рамках этого мероприятия были представлены методические материалы школы в следующих номинациях:

 

Номинация

Название методических материалов

Авторы

Научно-методическое сопровождение образовательного процесса в УДО

Программа развития МБУДО ДШИ «Весна» на 2014 – 2017 гг.

Образовательная программа МБУДО ДШИ «Весна»

Компетентностный подход в деятельности учреждения дополнительного образования.

Жукова Оксана Витальевна

Малахова Наталья Николаевна,

Колодина Елена Юрьевна,

Шпилева Ирина Валерьевна

Развитие кадрового потенциала в учреждении

Организационно-педагогическая система управления развитием МБУДО ДШИ «Весна». Современные тенденции развития.

 

Жукова Оксана Витальевна

Колодина Елена Юрьевна

Опытно-экспериментальная и инновационная деятельность в учреждении дополнительного образования

 

Авторское учебно-методическое пособие «Слушаем музыку» для обучающихся 1-3 классов с аудио и видео приложениями и тетрадями для домашних работ.

Учебно-методическое пособие по музыкальной литературе с иллюстрациями, аудио и видео приложением «Музыкальное Западно-Европейского барокко Франции, Италии, Германии»

4 класс.

Добаховский период»

«Творчество сыновей И. С. Баха. Мангеймская предклассическая школа. Венский классицизм»

Рабочая тетрадь к учебнику

«Эпоха Средневековья и Возрождения. Эпоха Барокко. Творчество И. С. Баха. Венский классицизм».

Колодин В.В.

Колодина Е.Ю.

 

Система поддержки одаренных детей.

Инновационный проект «Ювелирное искусство для одаренных обучающихся в ДШИ «Весна»

Карпова Н. Н.

Карпов Л. С.

Профориентационные возможности УДО.

Авторская программа в рамках спецкурса «Школа редких профессий» по предметам «Основы ювелирного дела», «Технология художественной обработки металла», «Материаловедение»

Педагогически проект «Изготовление ювелирных изделий путем моделирования из воска с последующей заливкой в металле»

Педагогический проект «Азы художественного литья»

Карпова Н. Н.

Карпов Л. С.

Система поддержки одаренных детей.

Инновационный проект «Ювелирное искусство для одаренных обучающихся в ДШИ «Весна»

Карпова Н. Н.

Карпов Л. С.

Инклюзивное образование в УДО.

Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства

«Основы музыкального исполнительства в классе фортепиано»

для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Шпилева И.В.

Заикина Т. Г.

Баянова Н.А

Ведерникова О.А.

Лутова Т. Н.

Куприянова Е. П.

Педагогические проекты в рамках интеграции общего и дополнительного образования.

Духовно-нравственное воспитание личности ребенка посредством изучения и приобщения к песенно-танцевальному фольклору Новосибирской области на примере детского фольклорного ансамбля «Зоренька»

«Формирование духовно - нравственных ценностей у детей посредством изучения музыкально - поэтического, вокально-хорового наследия

XIX века, начала xx века России»

«Оптимизация процессов обучения, воспитания и развития детей в русле интеграции общего и дополнительного образования»

«Взаимосвязь музыкального и технического развития обучающихся младших классов детской школы искусств при игре на фортепиано»

«Формирование музыкального мышления обучающихся музыкального отделения в рамках предмета «Специальное фортепиано»

«Работа с одаренными детьми на отделении музыкально-исполнительского искусства в системе дополнительного образования»

«Формирование эмоциональной отзывчивости у обучающихся младших классов на отделении фортепиано»

Гнучева А.А.

 

 

 

 

 

Позднякова М. И.

 

 

 

 

Ефремова Л. И.

 

 

Заикина Т.Г.

 

 

 

 

Баянова Н. А

 

 

 

Ведерникова О.А.

 

 

 

Куприянова Е.П.

В рамках III открытого городского фестиваля «Методический подиум» состоялись выступления заместителя директора по УВР Колодиной Е. Ю. тема: «Методические материалы МБУДО ДШИ «Весна»; Шпилевой И. В. «Особенности работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья».

В январе 2017 года в ДШИ «Весна» был проведен Совет директоров учреждений дополнительного образования г. Новосибирска. Тема: «Развивающий потенциал дополнительной образовательной программы. Новый образовательный ландшафт». С основным докладом выступила Малахова Н. Н., научный руководитель МБУДО ДШИ «Весна»; заместитель директора по УВР Колодина Е. Ю. «Инклюзивное образование как форма реализации нового образовательного ландшафта». Педагоги дополнительного образования Заикина Т. Г., Баянова Н. А. «Особенности работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в классе фортепиано на отделении музыкального искусства».

Конкурсная деятельность

1. Городской конкурс профессионального мастерства работников сферы дополнительного образования «Сердце отдаю детям»

В конкурсе приняла участие Гнучева А. А., педагог дополнительного образования отделения фольклорного искусства. Конкурс проходил в два этапа:

1 этап – заочный,

2 этап – финальный

Была представлена дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фольклорное искусство».

Эссе на тему: «Дополнительное образование: ведущие тренды развития XXI веке».

Презентация «Мое педагогическое кредо».

Регламент – 10 минут, в течение которых финалист должен раскрыть ведущие педагогические идеи, жизненные приоритеты, свое отношение к детям, коллегам, профессии.

2.Открытое занятие «Введение в образовательную программу».

Продолжительность занятия с обучающимися – 30 минут. Для младшего школьного возраста – 20 минут. Тема занятия «Введение в дополнительную общеобразовательную программу».

3.Импровизированный конкурс.

Демонстрация финалистами конкурса профессионального мастерства, культуры проектирования в образовании, умения продуктивно работать в команде и выстраивать конструктивное взаимодействие.

Продолжительность Конкурса – 60 минут.

4.«Круглый стол» с участием заместителя мэра города Новосибирска - начальника департамента образования мэрии города Новосибирска.

Результат - диплом участника городского конкурса «Сердце отдаю детям».

2. VIII Открытый региональный конкурс методических материалов «Секрет успеха»

На конкурс были поданы методические материалы в две номинации:

− «Медиабанк педагогического творчества: опыт, поиск, находки»

− «Методическое мастерство педагога»

Результатами конкурса стали:

Диплом лауреата за учебный курс «От григорианского хорала до Бетховена» для учащихся музыкальных и общеобразовательных школ с текстовыми иллюстрациями аудио- и видео- приложениями в номинации «Медиабанк педагогического творчества: опыт, поиск, находки» Авторы: Колодин В. В., Колодина Е. Ю.

Диплом I степени за адаптированную дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «Основы музыкального исполнительства в классе фортепиано для детей с ограниченными возможностями здоровья» авторы: Шпилева И. В., Баянова Н. А., Заикина Т. Г., Ведерникова О. А., Лутова Т. Н., Куприянова Е. П.

3. Конкурс «Золотая медаль выставки УчСиб»

Участниками выставки «УчСиб» в 2017 году стали Букина Г. В. и Букина Ю. В. Педагоги представили свои педагогические проекты на конкурс «Золотая медаль выставки».

Букина Галина Васильевна Педагогический проект «Коренные народы Сибири в детском творчестве».

Букина Юлия Владимировна

Педагогический проект «Русский изразец как средство развития творческого воображения детей». Оба проекта были отмечены дипломами конкурса «Золотая медаль выставки».

Аттестация педагогов

В течение 2016-2017 учебного года были проведены индивидуальные консультации педагогов в рамках подготовки к аттестации. За год успешно прошли аттестацию 6 педагогов. Высшую квалификационную категорию подтвердили: Заикина Т. Г., Жукова О. В., Позднякова М. И., Лутова Т. Н.

Первая квалификационная категория была присвоена педагогам дополнительного образования: Рунц О. И., Шпилева И. В.

В настоящий момент подали документы на аттестацию:

на высшую категорию: Гнучева А. А., Букина Ю. В.

на первую категорию: Синягин С. Г., Синягина И. П., Медведева Т. И., Петрова В. В.

Редакционно-издательская деятельность

В течение года были подготовлены 13 публикаций в различных печатных и электронных изданиях г. Новосибирска.

1. Баянова Н. А «Арттехнологии в организации учебного процесса на занятиях в классе специального фортепиано»

2. Куприянова Е. П. «Условия и особенности эмоционального и творческого развития детей начальных классов в системе дополнительного образования»

3. Синягина И. П., Синягин С. Г «Комплексное формирование физических, интеллектуальных и коммуникативных навыков на занятиях по спортивным бальным танцам на примере деятельности танцевального спортивного клуба «Ирис»

4. Лутова Т. Н. «Работа над ансамблями в фортепианных классах, навыки ансамблевого исполнения»

5. Лутова Т. Н. «Публичное выступление юного пианиста. Воспитание правильного отношения к публичной игре»

6. Шпилева И. В. «Научно-методическое сопровождение учебного процесса в МБУДО ДШИ «Весна»

7. Колодина Е. Ю. «Организация летнего отдыха. Большие открытия для маленьких»

8. Позднякова М. И. «Формирование духовно - нравственных ценностей у детей посредством изучения народного творчества на отделении музыкально-театрального искусства»

9. Петрова В. В. «Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях хореографии»

10. Медведева Т. И. «Значение выбора репертуара в хореографическом коллективе»

11. Позднякова М. И. «Личностное развитие обучающихся в детском музыкально-театральном коллективе на примере музыкально-театральной студии «Палетте»

12. Стромбская О. В. «Традиции детского хорового коллектива»

13. Шпилева И. В., «Мотивация участия в конкурсах профессионального мастерства».

Проектная деятельность

Метод проектов в дополнительном образовании представляет собой гибкую систему обучения, которая позволяет создать модель организации учебно-воспитательного процесса, ориентированную на творческую самореализацию личности учащегося и на освоение дополнительных знаний, умений и навыков путем самостоятельного выполнения проектной деятельности.

Цели и задачи:

Основной целью проектного метода является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей; формирование ключевых компетенций учащихся.

Задачи:

Изучить педагогические, психологические, методические литературные источники по проблеме;

Исследовать актуальность проблемы в рамках учреждения;

Выявить наиболее продуктивную технологию для достижения поставленной цели;

Изучить теоретические основы новой технологии;

Выявить наиболее приемлемую форму введения метода проектов;

Ознакомить воспитанников с проектной деятельностью через разработку коллективных учебных проектов;

Исследовать результативность применения метода проектов.

В течение 2016-2017 учебного года были созданы 11 педагогических проектов:
 
1. Букина Г. В. «Коренные народы Сибири в детском творчестве».
2. Букина Ю. В. «Русский изразец как средство развития творческого воображения детей».
3. Лутова Т. Н. «Развитие музыкальных способностей обучающихся в классе фортепианного ансамбля».
4. Рунц О. И. «Формирование положительной мотивации обучающихся детской школы искусств «Весна» к занятиям сольным пением».
5. Заикина Т. Г.«Взаимосвязь музыкального и технического развития обучающихся младших классов детской школы искусств при игре на фортепиано».
6. Шпилева И. В. «Развитие вокально-интонационных навыков у обучающихся начальных классов на уроках сольфеджио».
7. Петрова В. В. «Развитие творческой активности учащихся в хореографическом коллективе».
8. Синягин С. Г. «Развитие личностных качеств учащихся в процессе обучения спортивным бальным танцам».
9. Медведева Т. И. «Развитие физических данных учащихся младших классов на занятиях хореографией».
10. Синягина И. П. «Комплексное формирование физических, интеллектуальных и коммуникативных навыков на занятиях по спортивным бальным танцам на примере деятельности танцевального спортивного клуба «Ирис».
11. Гнучева А. А. «Духовно-нравственное воспитание личности ребенка посредством изучения и приобщения к песенно-танцевальному фольклору новосибирской области на примере детского фольклорного ансамбля «Зоренька».

Разное

В 2016-2017 учебном году педагоги Позднякокова М. И., Никулина Т. А., методист Шпилева И. участвовали в работе городской экспертной комиссии по присвоению звания «Образцовый детский коллектив».

Методическая служба принимала активное участие в городских стажерских площадках по научно-методической работе.

На сайте ДШИ «Весна» были созданы личные странички (портфолио) педагогов высшей квалификационной категории: ВиноградоваЛ. М, Баяновой Н. А., Александровой Ю. И. Ведерниковой О. А. Эта работа будет продолжена в следующем учебном году.

В течение года велась работа над созданием Программы развития МБУДО ДШИ «Весна» на 2017-2021 гг., а так же других необходимых методических материалов, необходимых для успешной работы школы.

 

 

Составила:

методист МБУДО ДШИ «Весна» Шпилева И. В.

 

 


Яндекс.Метрика