Школа искусств
Школа искусств
Школа искусств

Версия для слабовидящих

Хор

 
 
Хоровой класс в школе искусств занимает важное место в системе музыкального воспитания и образования. Хоровое пение развивает художественный вкус детей, расширяет и обогащает их музыкальный уровень.

Главная задача современного обучения и воспитания детей состоит не только в формировании необходимых знаний, умений и навыков, привития общечеловеческих ценностей, норм поведения, но и в обеспечении адаптации ребенка, как к окружающему миру, так и к обучающей среде. Вот некоторые проблемы развития ребенка, обусловленные неэффективно организованным школьным обучением:

 страх самовыражения;
 страх ситуации проверки знаний;
 общая тревожность в школьных ситуациях;
 переживание социального стресса;
 низкая физиологическая сопротивляемость стрессу;
 страх перед нереализацией потребности в достижении успеха.

Хоровые занятия помогают в гармонизации отношений ребенка с окружающим миром через собственное творчество.
Занятия хоровым пением способствуют формированию таких личных качеств как отношение к труду, природе, людям, потребность и готовность к эстетической певческой деятельности, поддерживают стремление к высоким нравственным идеалам. Хоровое пение – это коллективное музицирование в атмосфере творчества, взаимопомощи, ответственности каждого из обучающихся за результаты общего дела.
Именно такая атмосфера способствует формированию личности ребенка, помогает ему поверить в свои силы, воспитывает чувство товарищества, чувство коллективизма и патриотизма.

Хоровой класс служит одним из важнейших факторов развития слуха, музыкальности детей, помогает формированию интонационных навыков, необходимых для овладения хоровым исполнительским  искусством.

В работе над развитием образного мышления представлены и функционирует различные психические процессы: восприятие, память, представление, воображение. Весь познавательный процесс требует от ребенка специальных действий, благодаря которым внимание, память, воображение приобретают выраженный преднамеренный характер. Ребенок специально организует себя, развивается его воля.

Увлеченность хоровым творчеством практически исключает утомление и нервную перегрузку. Занятия дают ребенку реальную возможность доверительно общаться с педагогом, причем так, чтобы обеспечить его (ребенка)  эмоциональную «открытость». Здесь же поощряется любое проявление самостоятельности, инициативы, творчества, любой проблеск желания варьировать, искать, у ребенка развивается смелость, раскованность мышления.
Воспитание эстетических чувств, идеалов, личных качеств обучающихся средствами вокально-хорового исполнительства – мощный фактор формирования мировоззрения личности.

Огромное влияние на развитие общей эмоциональности, музыкальности, на воспитание личности обучающихся оказывает тщательная работа над художественным образом исполняемого произведения, выявление его идейно-эмоционального смысла, что является одним из важнейших факторов мотивации детей к учебной деятельности.

Вокально-хоровая музыка связана со словом и поэтическим текстом. Здесь происходит процесс интеграции музыки и слова, музыкального творчества и литературы. Разучивание и исполнение вокально-хоровых произведений расширяет кругозор в области литературы, углубляет знание, причем без фиксированных самим ребенком усилий.

Знакомство с музыкой различных эпох, жанров позволяет ребенку погрузиться на эмоциональном уровне в историческую ретроспективу, дает возможность ознакомить ребенка с исторической действительностью, жизнью и бытом других эпох и культур. Хоровая музыка создает условия для более полного погружения обучающихся в литературный и поэтический текст, расширяет глубину восприятия художественной литературы, расширяет воображение обучаемых, помогает избежать односторонности в изучении литературного текста.

Однако, работая с детским хоровым коллективом, современный педагог неизбежно сталкивается со следующей проблемой. В младшем школьном возрасте дети непосредственны и обаятельны, выступая на сцене, они чувствуют и ведут себя естественно и интуитивно. Но подчас, уже в конце младшего школьного возраста, подобная непосредственность, как правило, исчезает, появляются психологические зажимы, связанные с боязнью зрительного зала, страхом проявить себя, возникает неуклюжесть движений, неумение выразить свои чувства.

Исходным пунктом в решении этой проблемы для данной Программы стала работа над интонацией  художественно-музыкального образа. Именно интонация как носитель смысла побудила к оживлению образа и театрализации. Работа над интонацией художественного образа привела к тому, что песни преобразуются в мини-спектакли. У детей возникает интерес к созданию продолжительных музыкальных спектаклей.

К сожалению, типовая программа по хору (сост. В.С. Попов, Л.В. Тихеева, М.Р. Иодко, П.В. Халабузарь, 1988 г.) не предусматривает развитие навыков театральной игры. В ней не хватает синестезийных связей, необходимых для создания интонационного образа вокально-хоровых произведений, не хватает привлечения к созданию художественного образа разных модальностей восприятия: зрительной, тактильной и двигательной, которые могут сделать работу над хоровым произведением более насыщенной и интенсивной. Это, в свою очередь, способствует наиболее полному удовлетворению потребностей и возможностей обучающихся повышению, заинтересованности в обучении, развитию эстетических взглядов, воспитанию правильного понимания прекрасного в действительности и потребности участвовать в процессах созидания прекрасного в искусстве и жизни.

Наше время диктует искусству и жизни новую эстетику, новые формы своего выражения и проявления, прежде всего, такие как яркость и зрелищность (время шоу-представлений). Соответственно, у нового поколения возникают другие требования, меняется социальный заказ современного общества в целом. Родители сегодня стремятся дать детям творческое, гармоничное и всестороннее развитие. Из-за этого, во всех видах деятельности, предлагаемых  изучению и освоению в данной Программе обнаруживает себя стремление к комплексности и интеграции, взаимодействию искусств, синестезии. В Программе реализована идея создания единого музыкально-театрального пространства - пространства, основанного на взаимодействии хорового, театрального, а также изобразительного видов искусств.

Практика показывает, что такая интеграция особенно учитывает потребности, интересы, возможности и накопленный жизненный опыт детей. Обучение в музыкально-театральном пространстве активно будит воображение ребенка, превращает учебный процесс в яркое, радостное переживание, обеспечивает главное - деятельное состояние психики ребенка.

Музыка учит «слушать» и «слышать», живопись учит «смотреть» и «видеть». Привлечение к работе над вокально-хоровыми произведениями репродукций картин известных художников, иллюстраций к детским сказкам и рассказам дает возможность видеть музыкальные образы. Рассматривая яркие образы книжных иллюстраций произведений живописи,  ребенок учится видеть, что и как изобразил художник в рисунке, учится понимать взаимосвязь между содержанием, изобразительными и выразительными средствами (цвет, форма, композиция, движение, мимика, поза, жест). Дети определяют, каково отношение художника к содержанию произведения, учатся рассказывать об эмоциональных ассоциациях, возникающих от восприятия произведений искусства. Восприятие музыки становится эмоционально насыщенней, а это – духовный заряд для детского творчества.

Идея Программы – развитие творческой индивидуальности на основе сотворчества детей в музыкально-театральном пространстве.

Цель Программы – развитие и актуализация личности до выявления творческой индивидуальности средствами вокально-хоровой музыки и музыкально-театрального искусства для подготовки к успешной самореализации в современном социуме. Для осуществления поставленной цели необходимо решение следующих задач:

 развивающие:

• создать условия для творческого самораскрытия, самореализации обучающихся;
• поставить ребенка в позицию участника активного сотворчества;
• помочь раскрыть обучающимся себя и своих возможностей через участие в ярких и зрелищных хоровых программах и музыкальных спектаклей;
• развить навыки вокально-хорового и актерского мастерства;
• вывести ребенка на доступный ему уровень развития, соответствующий его личностно-индивидуальным способностям;
• расширить общий культурный кругозор.

обучающие:

• обучить навыкам хорового и театрального исполнительства;
• сформировать у обучающихся умение самостоятельно использовать полученные знания;
• обучить на основе полученных знаний, умений и навыков создавать яркие музыкальные образы;

воспитательные:

• воспитать способность адаптироваться в коллективе;
• воспитать ответственности за решение общих творческих задач в работе над музыкальным произведением;
здоровьесберегающие:
• устранить страхи и психологические зажимы, тормозящие процесс творческой активности обучающихся;
• создать атмосферу для психологического и духовного оздоровления личности ребенка через моделирование ситуации успеха;
• сформировать бережное отношение детей к своему голосу (особенно в мутационный период);
мотивационная: поддержать интерес к хоровому исполнительству через приобщение обучающихся к смежным видам искусств - театральному и изобразительному.

Условия реализации Программы.

Настоящая дополнительная образовательная Программа предназначена для преподавания предмета «Хор» на музыкально-драматическом отделении ДШИ «Весна». Она рассчитана на семь лет обучения с учетом возрастных и психологических особенностей детей от семи до четырнадцати лет. Набор детей осуществляется в возрасте от семи до девяти лет. Программа может быть использована педагогами хоровых отделений ДШИ, а также педагогами отделений театрального и музыкального искусства отделений для работы с хором.

Программа предусматривает работу двух возрастных уровней: 1-4 года обучения - младший хор; 5-7 года обучения – старший хор.

При организации учебного процесса целесообразно руководствоваться возможностями коллективных форм занятий (сводный хор, старшая и младшая хоровые группы), координируя их с групповыми (ансамбли) и индивидуальными, поскольку пение солистов в хоре является обязательным условием (см. программу по предмету «Вокал»).

Занятия проводятся следующим образом:
- младший хор – 2 часа в неделю, 72 ч. в год;
- старший хор – 3 часа в неделю, 108 ч. в год.
Занятия проходят в режиме 2 раза в неделю. Одна группа включает от 10 до 15 человек.
Вводный, текущий и итоговый виды контроля.

Требования Программы предусматривают вводную (первичную) диагностику, проверку изначальных, природных данных обучающихся.

Критериями отбора являются следующие параметры:
- желание заниматься пением и участвовать в постановках музыкальных спектаклей;
- эмоциональная отзывчивость на музыку и слово;
- наличие музыкального слуха, чистоты интонирования;
- уровень развития музыкальной памяти (умение запомнить и повторить небольшие мелодические обороты  в диапазоне первой октавы);
- тембр, диапазон и сила звучания голоса (диапазон должен быть от нескольких нот до октавы).

Кроме того, педагог учитывает уровень воспитанности и культуры общения диагностируемого. Вводная диагностика способствует также выяснению направления развития и обучения каждого ребенка индивидуально, в зависимости от его желания и способностей.

Данная Программа предусматривает следующий контроль:
Предполагается оценивание практической работы в классе, и проверку выполнения домашних заданий на протяжении всего семилетнего курса обучения.
Подразумевается участие в хоровых концертах и конкурсах, в музыкальных спектаклях в течение каждого учебного года.
Также осуществляется индивидуальная сдача хоровых партий в середине и конце каждого полугодия, концерты-отчеты в конце I и II полугодия.
Выпускной экзамен предполагает исполнение сольного произведения, участие в выпускном хоровом концерте и музыкальном спектакле.

По окончании данного курса обучающиеся должны:
- в достаточной степени владеть вокально-хоровыми навыками одноголосного пения и многоголосия;
- владеть исполнительскими навыками сольного и коллективного музицирования;
- уметь анализировать музыкальное произведение (вникнуть в содержание, что и как хотел выразить композитор в своем произведении, какие музыкально-выразительные средства использовал);
- владеть навыками работы над созданием художественного образа хорового произведения (осмысление образов героев, поиск их характеров, выявление конфликта, актерская выразительность, определение задачи персонажа);
- уметь анализировать произведение изобразительного искусства (картины, рисунка, как художник раскрывает замысел, содержание, какими художественными средствами, какое настроение вызывает картина, каково отношение самого художника к замыслу);
- иметь широкий музыкальный кругозор, формирующий нравственную и художественную культуру личности.

На основе требований программы формируются критерии оценок. Оценки выставляются по пятибалльной системе с учетом следующего:

1. Развитие индивидуальных особенностей, способностей обучающихся.
2. Отношение обучающихся к учебному процессу (старательность, настойчивость).
3. Владения вокально-хоровыми навыками.
4. Уровень и качество исполнения произведений в ансамбле и соло.
5. Присутствие в исполнении произведений актерской выразительности.

Важным стимулом в работе для обучающихся является участие коллектива в международных проектах, городских, областных, районных мероприятиях (фестивалях, выставках, концертах, конкурсах).
Детская школа искусств "Весна"
г. Новосибирск



Яндекс.Метрика