Школа искусств
Школа искусств
Школа искусств

Версия для слабовидящих

Конфликты в коллективе

 
Конфликты в коллективе

1 этап.   «Причины и симптомы конфликта»
 

Практическая часть
Все участники на примере собственного опыта рассказывают, как они предотвратили назревающий конфликт.

Аналитическая часть, в которой все участники высказываются, что получилось или нет (отталкиваясь от теоретической части данной темы)

1)   Тренинговое задание (способ)
Все участники делятся на внешний и внутренний круг.
Задание внутреннему кругу. Максимально сосредоточится на чем-нибудь, но только не на конфликтующем и постараться выразить (бессловесно) свое эмоциональное отношение к значимому объекту.

Задание внешнему кругу. На основании карточки с максимально эмоционально окрашенным отношением «предъявить претензию» к собеседнику (из внутреннего круга).

В конце выполнения задания партнер из «внутреннего» круга  со словами: «Не расстраивайся, всё поправимо!» похлопывает по плечу.
 
Аналитическая часть, в которой все участники тренингового задания высказываются по поводу своих трудностей.

2)  Тренинговое задание (причина). Информация в конфликте
Из числа участников, выбираются 4 человека, которых просят побыть за дверью. Их приглашают в зал по одному.
Из оставшихся выбирается один, который будет зачитывать отрывок из художественного произведения первому, вошедшему в зал. Тот, кому отрывок зачитывался, должен передать информацию (как он понял) следующему, вошедшему в зал. Информация передается от одного участника к другому до последнего оставшегося за дверью.

Аналитическая часть, в которой высказываются только «не участвующие» в процессе передачи информации. И определяют, на сколько информация «искажается» в процессе её передачи.
 


Теоретическая часть
 

Конфликт – это латинское conflictus, то есть столкновение.
Конфликты могут быть как конструктивными так и деструктивными, они являются источником личностных и социальных изменений. Конфликт – это средство, с помощью которого могут быть выявлены и разрешены проблемы. Конфликт – это социальное взаимодействие людей, как правило, выражающееся в противоборстве сторон.

«+» Конструктивная функция
– С помощью конфликта могут быть выявлены и разрешены проблемы;
– конфликты могут выполнять конструктивные функции (смена старых традиций на новые, внедрение инноваций);
– через конфликт, личность может выразить себя с наиболее выгодной стороны;
– конфликт «оголяет» истинные личностные стороны участников, открывает их новые качества;
– в конфликте нередко рождается «истина»;
– конфликт как способ разрешения возникающих противоречий, неудовлетворенных потребностей;
– конфликты могут стимулировать организационные  изменения, развитие организации, способствовать разрядки существующей напряженности;

«–» Деструктивная функция
– конфликты могут выполнять деструктивную, дестабилизирующую  функции;
– конфликты нередко могут повлечь последствия для физического и психического здоровья участников(страх, фобии);
– затягивающиеся конфликты могут служить началу разрушения организации
– последствия конфликта проявляются в нарушении системы отношений, коммуникаций, взаимосвязей в организации.

Конфликтами нужно научиться управлять!!!!

Межличностные конфликты
Причины: Индивидуальные различия (разное воспитание, разное воспитание, ценностные ориентации);
Дефицит информации (участники конфликта могут обладать разной информацией или получить неправильную информацию);
Несовместимость ролей участников (личностные качества, темперамент);
Стресс обусловленной окружающей средой (конкуренция, сокращение штатов, высокие требования к человеку).

Внутриличностный конфликт. Барбара Ларриве (Калифорния, США): «Конфликт естественное состояние, а так как всё вокруг взаимосвязано, то наш внутренний конфликт распространяется вокруг нас. Конфликт внутри меня – это моя проблема. Конфликт – это негативная или позитивная энергия. Наше сознание делает конфликт положительным или отрицательным. Задача заключается в том, чтобы избавиться от негативной энергии, войти внутрь конфликта, но не победить, а освободить себя и с открытым сердцем войти в конфликт….».

Конфликты сопутствуют человеку всегда и везде. Межличностные конфликтные ситуации возрастают  с ростом удовлетворения потребностей человеком.
1. Конфликты возникают, когда потребности не удовлетворяются.
2. Стремление к власти вызывает конфликт, а иногда и связано с преступлением.
3. Удовлетворение потребностей (успех), сопряжено с неадекватным отношением к личности социума (завись).

Модель развития конфликта
 
Стадии развития конфликта
Этапы развития конфликта
Первая стадия зарождения конфликта – конфликтная ситуация
1. Возникновение конфликтной ситуации.
2. Появление сигналов конфликта, напряженности, кризис в отношениях, инциденты.
3. Осознание интересов и препятствий каждой из сторон конфликта, проявление враждебности.
Вторая стадия развития конфликта – начало и усиление действий друг против друга
4. начало конфликтного противоборства сторон – действия друг против друга.
5. Эскалация конфликта. Информационное и энергетическое противоборство.
Третья стадия завершения, трансформации конфликта
6. Завершение конфликта – всякое его окончание.
7. Постконфликтная ситуация:
а) нормализация отношений, сотрудничество;
б) перерастание конфликта в другое противоборство, непримиримые отношения.


Где можно более подробно ознакомиться с проблемой конфликтов?

Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители). – СПб.: Издательство «Речь», 2006. – 224 с. С. 68
Детская школа искусств "Весна"
г. Новосибирск



Яндекс.Метрика